ТХЭКВОНДО
Извсех видов боевых корейских искусств наиболее известно тхэквондо.
Рисункилюдей, практикующих древние формы тхэквондо, впервые встречаются в королевскихи иных гробницах династии Когурё, начиная с 1 века нашей эры. Своё дальнейшееразвитие тхэквондо получило в период Объединённого Силла (6-10 век), и статуи впещерном храме Соккурам, построенном в 731 г., без сомнения, изображают непросто воинов, а воинов в стойках для рукопашного боя. В это время корейскаясистема рукопашного боя называлась хварандо. В последующие эпохи тхэквондо былоизвестно под названиями субак и тхэккён. В последующее время в Корее появляютсяи китайские стили, оказавшие, наряду с субак и тхэккён, большое воздействие насовременное тхэквондо. Изложенная точка зрения на историю тхэквондо широкораспространена в Корее. Она имеет своей целью приписать такому молодомуискусству, как тхэквондо, многовековую историю. В русле общей тенденцииВостока, – чем древнее, тем ценнее, - авторы истории тхэквондо чаще всеговыдают желаемое за действительное. Реальная же история создания тхэквондовыглядит иначе.
Известныебатальные сцены на стенах корейских гробниц действительно относятся к 5 веку,хотя фрески эти встречаются и в других интерпретациях, а не только как людипрактикующие тхэквондо.
Например,в монографии, посвящённой корейскому шаманизму, большинство этих определяют какизображение элементов шаманского ритуала. Да и вообще, интерпретировать любуюсцену драки как тхэквондо, представляется большой натяжкой. Действительно,развитая техника работы ногами была широко известна в Корее, начиная 12 века, иво время Имджинской войны 1592-1598 гг.между Кореей и Японией мастера боевых корейских искусств выбивали вражескихвсадников из седла ударом ноги в прыжке. Создавалось тхэквондо на базе субак идругих, близких к нему, китаизированных стилей вроде тансудо, что буквальноозначает “Путь танской руки” и ясно указывает на происхождение этого стиля изКитая времён правления династии Тан.
Послеосвобождения Кореи от японцев появилось много школ боевых искусств, гдепреподавали уже только голую технику различного происхождения. Впоследствиитхэквондо и было создано на базе нескольких таких школ. С унифицированнымикитайскими стилями тхэквондо роднит и цель его создания – стремлениетоталитарного режима пресечь эзотерическую традицию боевых искусств,выхолостить их и создать боевое искусство нового типа – огосударственное,оспортивленное, используемое как средство поддержания национального престижастраны. Отвергнув старые традиционные названия типа “субак” или “тансудо”, его создатели остановились наслове “тхэквондо “, буквально означающем “Путь ноги и кулака”. Такое широкоеназвание, ни разу до того не применявшееся для обозначения какой-либоконкретной школы, аналогично нашему “рукопашный бой” и в самом деле позволяет(когда это нужно или выгодно), понимать под ним любой вид боевых корейскихискусств, использующих ударную технику рук и ног.
В1972 г., был создан единый учебный центр “Куккивона”, что окончательнозавершило объединение школ тхэквондо.
История
Таэквондозначительно отличается от других видов боевых искусств. Ни одно другое боевоеискусство не преуспело в разработке зрелищной и эффективной техники,всестороннего развития занимающихся, так как таэквондо. 4 сентября 1994 г. на103-й сессии МОК таэквондо было официально признано олимпийским видом спорта ивключено в программу Олимпиады 2000 г. в Сиднее (Австралия). Была попыткасделать олимпийскими видами спорта каратэ и кунг-фу. Но безуспешно. Таэквондодостигло высокого статуса Олимпийского спорта, благодаря настойчивому иупорному труду своих мастеров. Когда и где началось таэквондо? На этот вопросмы ответим словами его создателя, генерала Чой Хон Хи.
«СИЛА РОЖДЕННАЯ МЫСЛЬЮ». Избранныеместа из работы Цой Хонг Хи ТАЭКВОН-ДО (Корейское искусство самообороны).«Стечение обстоятельств открыло передо мною возможность основать и развить этотвид боевого искусства. Вначале я изучал таэк кйон. Помимо этого, на протяжениипечальных 36 лет оккупации моей Родины японцами у меня была возможность изучатькаратэ в Японии. Вскоре после того как Корея была освобождена в 1945 году, яполучил привилегированный пост как один из основателей Южнокорейскихвооруженных сил. Это наполнило меня потребностью созидания и дало властьраспространять таэквондо в вооруженных силах, несмотря на яростную оппозицию.Превращение таэквондо в вид международного боевого искусства за сравнительнокороткий срок произошло благодаря целому ряду факторов. Пороки современногообщества (моральная коррупция, материализм, эгоизм и др.) образовали духовныйвакуум. Таэквондо оказалось способным компенсировать нарастающее чувствопусто¬ты, недоверия, упадка. В эти жестокие времена люди почувствовалинеобходимость защитить себя. Все перечисленное способствовало тому, чтопреимущества таэквондо стали общепризнанны. В дополнение к то¬му, что я являюсьоснователем таэквондо, быстрому распространению таэквондо по всему миру такжеспособ¬ствовали мой социальный статус и Богом данное здоровье.
….Я родился больным и хилым. Заняться таэк кйоном мне посоветовал мой учителькаллиграфии, когда мне было 15 лет. В 1938 году, за несколько дней до того, какя должен был покинуть Корею и направиться для продолжения учебы в Японию,произошел случай, сделавший невозможным, мое возвращение домой без угрозымести. Когда я жил в Японии, я стал обладателем черного пояса по каратэ. Ячувствовал, что приобретенные мною навыки служили достаточной защитой от тех,кто хотел бы мне навредить.
….Вянваре 1946 года я был назначен младшим лейтенантом вооруженных сил РеспубликиКорея и был послан командиром роты 4-го пехотного полка в Кванджу (провинцияЧола Камдо). Для физического и духовного воспитания я начал обучать солдаткаратэ. Именно тогда я понял, что нам необ¬ходимо развивать свое собственноебоевое искусство, превосходящее японское каратэ технически и духовно. Я твердоверил, что обучение этому искусству по всей стране позволит мне исполнитьклятву, данную моим товарищам, с которыми я делил неволю в Японии."Причина того, что наш народ так страдает от японских оккупантов, — сказаля тогда, — в том, что наше правительство не могло мудро управлять. Ониэксплуатировали народ, и в конце концов отдали страну под иностранноегосподство. Если мы когда-либо получим назад нашу свободу и независимость,давайте не будем стремиться к власти. Напротив, давайте посвятим себя тому,чтобы направлять тех, кто будет у власти."
Руководствуясьэтой идеей, с марта 1946 года я начал систематически развивать новую технику. Кконцу 1954 года я почти закончил разработку нового корейского боевогоискусства, а 11 апреля 1955 года дал ему имя "таэквондо".
….Хотямой рост всего лишь полтора метра, я горд, что сумел прожить в строгомсоответствии с моими мораль¬ными убеждениями. Я старался сражаться на сторонесправедливости, не испытывая страха. Я убежден, что это стало возможным толькоблагодаря могучей силе и непобедимому духу, которые я приобрел, занимаясьтаэквондо.
….Я бы хотел подчеркнуть, что несмотря на то, что каратэ и таэк кйон былииспользованы в период моего обучения, основные теоретические принципы таэквондосильно отличаются от любого другого боевого искусства мира.
Вмарте 1959 года я руководил группой военных, демонстрировавших таэквондо вовремя показательных выступлений за рубежом. Мы побывали в Южном Вьетнаме и наТайване. Это были первые визиты подобного рода в истории Кореи. Они вернулименя к идее передать миру духовное богатство, которым я владел в форметаэквондо. Я сформулировал основные идеалы, к которым должны стремитьсязанимающиеся таэквондо:
Развиваясознание и сильное тело, мы приобретем спокойную решимость всегда быть настороне справедливости.
Мыобъединимся с людьми, близкими по духу, несмотря на религиозные, расовые,национальные и идеологические границы.
Мыпосвятим себя построению мирного общества, основанного на справедливости,доверии, гуманизме.
….Правильное понимание неизбежно приводит людей к осознанию факта, что таэквондоесть боевое искусство, которое может быть использовано только для самообороны ив целях справедливости. История Кореи не содержит ни одного примера, чтобы еевооруженные силы использовались для вторжения на соседние территории иликаких-либо других целей, кроме национальной обороны. Мною создан целый рядтехнических приемов, которые могут быть использованы практически в любойситуации. Они основаны на следующих принципах:
Вседвижения должны быть построены так, чтобы получить максимальное количествоэнергии в соответствии с принципами биомеханики.
Принципы,на которых базируются технические приемы, должны быть столь ясны, что дажедалекие от таэквондо люди могли бы отличить правильное движение от неверного.
Амплитудаи кинематика каждого движения должны быть точно определены, чтобы добитьсянаиболее эффективной атаки и защиты.
Цельи способ каждого действия должны быть ясными и простыми, для того чтобыоблегчить процесс изучения и преподавания таэквондо.
Надоразвивать рациональные методы преподавания с тем, чтобы преиму-щества таэквондомогли почувствовать все — молодые и старые, мужчины и женщины.
Необходимопридумать методику правильного дыхания, увеличивающую скорость каждого движенияи снижающую усталость.
Атакадолжна быть возможна относительно любой жизненно важной точки тела соперника, азащита должна быть способной противостоять атаке лю¬бого типа.
Любоеатакующее действие должно быть ясно определено и основываться на анатомическихособенностях человеческого тела.
Каждоедвижение должно быть легко исполняемо, так чтобы таэквондо служило источникомудовольствия, как спорт и отдых.
Дляпредотвращения травм и улучшения здоровья необходима хорошая концентрация.
Каждоедвижение должно быть гармоничным и ритмичным, эстетически приятным.
Привыполнении тыл ей каждое движение должно выражать характер и душевные качествачеловека, в честь которого он назван.
По своей природе человек придерживаетсяинстинктов, чтобы сохранить свою собственную жизнь, так же как и ее развитие, ипоэтому, толи сознательно, толи подсознательно, выполняет некие физическиедействия. Человек не может обойтись без движений, потому что он растет иразвивается на них, независимо от времени и места. В древние века люди не имелиникаких средств, кроме голых рук и тела, чтобы защищаться, таким образом, ониестественно развивали технику ведения боя голыми руками. В то время, когдаоружие уже было достаточно развито, как защитное, так и наступательноесредство, люди продолжали заниматься усовершенствованием ведения боя голымируками.
Вдавние времена на корейском полуострове, существовало три племени, войныкоторых, соревновались между собой, показывая свое военное мастерство. В товремя люди уже приобрели навыки борьбы против животных, как защитные, так инаступательные движения, все это, стало возможным путем тщательного анализа ихповедения. Считается, что это является основой сегодняшнего Таэквондо.
Кзавершению эпохи древних времен, на корейском полуострове, между собойконкурировали три королевства. Это были королевства: Koguryo, Paekje и Shilla,которые стремились, чтобы их войны все время росли в своем мастерстве.Корейская история говорит, что воинами были даже известные, национальные лидерыиз этих трех королевств, которые доказывали военную тенденцию правящейиерархии.
Врезультате были организованы военные школы: "Hwarangdo" в Shilla,"Chouisonin" в Koguryo, которые принимали военное искусство одним изсамых важных предметов изучения. В одной из известных книг, называемой"Muyedobo-Tongji", написано: "Таэквондо – является основойвоенного искусства, позволяя одному человеку, направлять свою силу в такомнаправлении, чтобы свободно использовать руки, ноги и все тело, как единоеоружие, в любых критических ситуациях", это означает, что Таэквондо былоуже распространено в те времена. Таким образом, мы можем легко предположить,что Таэквондо было основано в дни племенных сообществ на корейском полуострове.
КоролевствоShilla (основанное в 57 году до н.э., в юго-восточной части Кореи) и Koguryo(основанное в 37 году до н.э., в северной части Кореи на реке Ялуцзян) которыеназывали своих сильных воинов "hwarang" и "sunbae"соответственно, с Таэквондо, как с одним из основных предметов физическогообучения.
Подразумевается,что человек, который никогда не отказывается от борьбы, является членом корпусавоинов "sunbae". Позже, согласно хроникам династии Chosun, котораяописывала взлет Koguryo, говорилось: «люди собирались каждый год для участия вритуальном марше, они наслаждались танцем меча, стрельбой из лука,соревнованиями по Таеккиону и так далее, подразумевая, что Таеккион был однимиз составляющих частей ритуала в дни Koguryo». Также там описывалось, что"sunbae" жили в группах, изучали историю и литературу, искусство,выходили строить дороги и крепости, всегда "отдавая" себя на благонации.
Поэтомуестественно, что Когерио, имел наибольший приоритет в Таеккионе, которыйосновывался на военном искусстве, это доказывается настенными картинами,обнаруженными в могилах дней Когерио. Живописные фрески в могиле Samsil,показывают нам двум воинов, схватившиеся в схватке друг с другом, без оружия.Королевство Shilla было основано в юго-восточной части корейского полуострова,где не было никаких непосредственных угроз снаружи, кроме королевства Paekje наего западном фланге и в вторжений Когерио с севера. Shilla было вынужденоразвивать у себя военное искусство.
Фактически,"hwarangdo" - типичный пример военного искусство Shilla, котораяявляется ассимиляцией "sunbae" системы Когерио. Группу воинов"hwarangdo" хорошо обучали, воспитывали чувства сыновнегоблагочестия, лояльность к королевству и жертвенной преданности обществу.Хроники Chosun, описывают жизнь hwarangs следующим образом: " в hwarangsотбирались люди посредством соревнований, после выбора, они жили вместе вгруппах, учились, тренировались subak, занимались верховой ездой, иногданаслаждались различными играми, они всегда были готовы пожертвовать своимижизнями во время войны."
Hwarangsнаходились под влиянием Буддийских дисциплин и поэтому бронзовые статуи KumgangYoksa [человек большой физической силы] которые вынесены на всеобщее обозрениев музее Kyongju ясно указывают на то, что военному искусству обучались вхрамах, показывая голо-ручные защитные и наступательные позиции Kumgang Yoksa.Особенно форма кулака, показанного на статуе Kumgang Yoksa, сильно напоминаетформу "jungkwon" [надлежащий кулак] в современном Таэквондо. Настатуе также показан "pyon jumok" [плоский кулак] и использованиеног, которые применяются в сегодняшнем Таэквондо.