ПЕНЧАК-СИЛАТ
Общееназвание индонезийских боевых искусств, включающих в себя два основных раздела,- бой голыми руками и бой с оружием. В основе современных стилей пенчак-силата(их насчитывают более 50) лежат боевые приёмы различных племён и народов,населяющих Индонезию, страну “ста тысяч островов”. Нарубеже 19-20 го веков пендекар (мастер-наставник) Соэродивирджо (умер в 1944г.) впервые попытался объединить разрозненные боевые приёмы жителей наиболеемноголюдного острова Ява в единую систему. Так возник первый кодифицированныйстиль пенчак-силата – Сэтья-хати-терате (1903 г.).
Вболее поздних системах отчётливо прослеживается влияние китайских и японскихбоевых искусств, тогда как Сэтья-хати-терате наиболее оригинален в аспектесвоего происхождения. Кроме приёмов рукопашного боя, в систему были включеныприёмы психической самонастройки и воздействия на противника. Это “изгнаниестраха” (из собственной психики), “глаза в глаза”(поймать взгляд противника и как бы загипнотизировать его), “устрашениев атаке” (леденящий душу крик). Для развития возможностей психологическогосамоконтроля и подавления вражеской воли используются оригинальные методы,например, суточное пребывание в глубокой яме, хождение по оживлённым улицам сзавязанными глазами и другие. В старых стилях пенчак-силата сохранился обычайдарить учителю при поступлении в его школу живого цыплёнка, отрез белой ткани,нож и определённую сумму денег. Кровь цыплёнка, орошая землю, символизируеткровь ученика, которую он прольёт на тренировках. Белая ткань пойдёт на саван,если он погибнет во время занятий. Нож символизирует остроту ума и чистотупомыслов ученика. А деньги понадобятся учителю для покупки новой одежды, еслион порвёт старую во время занятий. Этот обычай косвенно свидетельствует о том,насколько суровыми были раньше тренировки. Бой голыми руками включаетразнообразные удары руками и ногами, локтями и коленями, сбивающие, блокирующиеи отвлекающие движения руками, удушения и укусы, захваты, броски, болевыеприёмы. В бою с оружием используется традиционный арсенал: крис(длинный кинжал с волнистым лезвием), писау (нож с широким клинком), паранг иголок (разновидности ножа-мачете), келеванг (сабля), педанг (меч), тоя (длиннаяпалка), пен-чонг (короткая палка), томбак (копьё), арит (серп). Важнейшим извсех видов единоборств архипелага, наиболее систематизированным и известным востальном мире является силат. Считается, что только в Индонезии существуетоколо 150 стилей силата. Больше всего их на Суматре, где наиболее известны 23(как-никак Суматра считается колыбелью силата). На втором месте – Ява, гдеизвестно около десятка стилей.
За пределы Индонезии вышел восновном один стиль – силат перисай-дири (известный на Западе как “silat P. D.”, или просто “P. D.”). Он принят за основу рукопашного боя виндонезийской армии и постепенно монополизирует представление о боевыхискусствах Индонезии. Теперь, говоря “силат”, обычно имеютв виду именно его. Создан он в середине 1950-х в Джакарте, окончательную формуему придал несколько лет спустя мастер Диржоатомодайо из провинции Сурабайя.
Матерьялвзят из журнала “Будо” за2001 1-2 номер.