КАПОЭЙРА.
Капоэйра практически неизвестна на просторах СНГ, и странах Европы.
Даже название её в русском языке ещё не устоялось: тут и “копоера”,и “капу эйре” и даже “капоэй-рахем”…Впрочем, статьи о ней в русскоязычной прессе можно пересчитать на пальцах одной руки.
Являясь ныне предметом гордости бразильцев, капоэйра в течение двух сотен лет служила средством борьбы с прежними хозяевами Бразилии-плантаторомами. Удивляться здесь нечему: каратэ, ставшее ныне одним из символов Японии, тоже использовалось для борьбы с японскими оккупантами на острове Окинава. Дело в том, что капоэйра родилась среди негритянских рабов. Первые достоверные сведения о боевой системе, многими чертами напоминающей современную капоэйру, относятся к 18 столетию. Эти сведения хранятся в “допросных листах” колониальных судов, фиксировавших следствие над теми из мятежных рабов, которых удалось схватить. Насколько можно судить, слово “капоэйра” в них означает “джунглевая школа”, ведь капоэйрос - один из типов джунглевых зарослей. И снова полная параллель с историей каратэ. Информация о первых каратистских школах тоже зафиксированалишь в протоколах допросов пленных партизан; они тоже назывались “школы зарослей”, “школы кустарника”; тоже имелинационально-освободительный характер со слегка мафиозным оттенком. Но в случаес капоэйрой давление со стороны официальных властей заметно даже больше, чем в школах Окинавы. Ранний каратист- - это крестьянин:безоружный, но лично свободный. А боец капоэйры – просто беглый раб, раб либо уже арестованный, либо стремящейся избежать ареста. “Невольничье” происхождение наложило свой отпечаток на технику. Капоэйристы принимают очень низкую стойку, основанную не на продольном, а на поперечном шпагате –ноги широко расставлены, руки почти касаются земли. Бойцы перемещаются “лягушачьими”прыжками, держась друг от друга довольно далеко. В капоэйре, используя руки для опоры, наносят удар или делают подсечку ногой (чаще обоими). Становятся понятными и кажущаяся незащищённость головы при “четвероногой”стойке, и дальняя дистанция поединка: близко всё равно неподойти, так как выпад очень длинный – во всё тело плюс длина рук. Внезапно упав на связанные (безразлично – спереди или за спиной) руки и провернувшисьвокруг них, словно волчок вокруг оси, схваченный раб мог за секунду буквальноскосить нескольких охранников. Потом вскочить, нанести им ряд добивающих ударов, чтобы не дать подняться. Если позволяли путы – вырвать оружие. Но чаще- просто бежать, скрыться в джунглях…
(Нынешняя спортивная капоэйра теперь всё больше практикует обмен ударами в стойке, безпадения. Но это уже сказывается влияние каратэ.) Бой чаще всего происходит под сопровождение музыкального инструмента. Во всяком случае, это касается “публичных” боёв, неотъемлемого элемента любого бразильского карнавала. Карнавальная капоэйра знает, по сути дела, лишь две зоны атаки: в самом нижнем уровне (различные подсечки, зацепы и подбивы ног противника) – и в самом верхнем(удары ногами в голову). Однако в контактном поединке всё-таки достаточно часто наносятся и удары по корпусу; к тому же там удары более прямолинейны, чем удары “карнавальные”(которые всегда вращательные). Кроме карнавального и спортивного, существует ещё боевой раздел. Там изучается противостояние “один против нескольких”, “безоружный против вооруженного”, а главное (специфика жанра!) – “связанный против свободного”. В последнем варианте капоэйра достигает высот,сравнимых с лучшими результатами Востока. Но всё-таки это – “силовое единоборство, а значит, и возраст ограничен, и пол… Женской капоэйры несуществует, это было бы нечто вроде модного теперь женского бокса: ещё не боксёры, но уже не женщины. Капоэйре всё-таки чего-то не хватает, чтобы довести самой себя до критериев Высшего Совершенства. И мастер классического каратэ, “вписываясь” врисуемые капоэристом круги, без особого труда “рвёт” их короткими движениями.
Капоэйристы,осознав этот факт, попытались перенять некоторые элементы восточной техники. Впервую очередь они заимствовали приёмы всё того же каратэ (так как федерация японских боевых школ в Бразилии сильна и популярна). К счастью этот процесс не стал не обратимым. Теоретики капоэйры вовремя спохватились, что они своими руками губят крайне оригинальный и интересный вид единоборства. Ведь любая боевая система содержит в себе нечто большее, чем голую эффективность…
А капоэйра, в определённом смысле,уникальное явление. Достаточно сказать лишь одно: это, по-видимому,единственное боевое искусство, которое сумело достичь достаточно высокогоуровня исключительно на основе собственных источников.
Матерьялвзят из журнала “Кэмпо” номер 5 за 1995 год.