ВЬЕТ ВО ДАО
История вьетнамской цивилизации насчитывает не менее десяти тысяч лет. Именно таков возраст тех поселений на территории индокитайского полуострова. В ту далёкую пору здесь жили племена кхмеров, монов, и тьямов, родственные древним индейцам.
В 110-м году до н. э. войска китайского императора У-ди захватили северную частьнынешнего Вьетнама. В стране почти на тысячу лет установилось господство китайцев. За две тысячи лет войн с иностранными государствами и внутренних распрей вьеты создали систему своих боевых искусств “во-дао”, что означает “боевой путь”.
Кулачный бой (“во-туат”) в стародавние времена считался вспомогательной дисциплиной, служившей основой для обучения бою с оружием. Обычно воинская подготовка выглядела следующим образом. Сначала молодые воины занимались общефизическим тренингом в основном, дыхательными и силовыми упражнениями, бегом с грузом,осваивали стойки и передвижения. Потом изучали уходы, уклоны, обманные движения, нырки и кувырки. Затем удары голыми руками и ногами, блоки и отбивы с захватами и бросками. Потом учились владеть “коротким” оружием (таким, как палица, топор, меч). И наконец, приходил черёд “длинного”оружия- копья, алебарды, трезубца. Система подбора кадров была военизирована, то есть, главное на любой должности способность сражаться с оружием в руках и без него, и сохранялась в Дайвете (с 1803 года он стал называться Вьетнам) досередины 19 века. Сложившиеся традиции не смогло поколебать даже распространение огнестрельного оружия.
К экзаменам можно было готовиться в буддийских монастырях, в многочисленных “семейных школах”, а также в государственных учебных заведениях, так называемых “академиях”.
В период с 1858 по 1884 годы Франция завоевала Вьетнам, на 70 лет ставшей французской колонией. Стало ясно, что в современную эпоху профессиональным военным нет больше смысла тратить годы на то, чтобы научиться виртуозно, владеть копьём или мечом. В добавок французская колониальная администрациястрожайшим образом запретила вьетнамцам обладать каким-либо оружием, тем более- учиться владеть им. Поэтому не удивительно, что в годы колониального режима искусство кулачного боя (во-туат) из вспомогательного превратилось в основной вид боевого искусства. Техника работы с “настоящим” оружием сохранялась только в семьях бывших наставников военного дела, тайно передаваясь там от отцов к сыновьям. Постепенно социально-экономическая и политическая ситуация во Вьетнаме изменилась. Грозные запреты мало-помалу утратили свою силу. Благодаря этому,потомственный мастер кулачного боя и военного дела Нгуэн Лок (1912-1960) смог организовать в 1938 году первый клуб “во-туат”, открытый для всех желающих. Он назвал свою школу “вьетводао-вовинам”, что означает ”наилучшее из боевых искусств вьетов”. С той поры “во-туат” всё чаще и чаще стали называть “вьетводао”.В конце концов, прежний термин уступил место новому. Благодаря усилиям НгуэнЛока, к 1946 году клубы вовинам появились почти во всех городах севера и центра Вьетнама. Среди чисто вьетнамских школ можно выделить три наиболее крупных: Во-Бинь-Динь, Ким-Ке, и Вовинам, а также несколько десятков мелких (“семейных” и “современных”). Вьетнамские школы, в отличиеот китайских, не разделяются на внутренние и внешние.
Укаждой из этих школ имеются свои методы развития силы, ловкости, выносливости,быстроты, закалки тела. Но основные различия между ними не в этом, а втехнических комплексах (“фап”, “кьюен”, “фа дон”, “ват”), выполняемых водиночку или с партнёром, с различными предметами и без них. Кроме того, каждая школа использует свои собственные, сугубо оригинальные, хранящиеся в тайне от постороних способы развития внутренней силы и подавления воли противника. Занимающиеся “во-дао” подразделяются на младших и старших учеников, инструкторов, мастеров и посвящёных. Считается, что младшие ученики должны приобрести отличную физическую кондицию; старшие ученики- в совершенствеовладеть базовой техникой; инструкторы- постичь стратегию и тактику боя. Мастера- это те, кто умеет использовать свою внутреннюю силу для поражения энергетических центров организма противника. Что касается немногочисленных посвящённых, то ходят слухи, будто они могут справиться с любым противником,вообще к нему не прикасаясь! Иногда говорят, что на десять младших учеников приходится один старший, на десять старших-один инструктор, на десять инструкторов - один мастер, а на десять мастеров - один посвящённый. Конечно, это только метафора,так как точных сведений нет, но она отражает - пусть приблизительно -существующее положение вещей: из каждой тысячи человек, начавших заниматьсятрадиционным во-дао, до уровня мастера доходят всего несколько энтузиазистов.Кто знает, может ты, будешь одним из них!
Матерьял взят из книги А.Е. Тарас “Вьетводао – Вовинам”. 112с.