|
ХАПКИДО
Хапкидополучило известность только после второй мировой войны, хотя создано ононамного раньше. Мастер-основатель Чой Ёнсоль (1904-1987) был сыном богатогокорейского рыбопромышленника. Сдетства он изучал “тхэккён”, древнее боевое искусствокорейцев, наложившее неизгладимый отпечаток на все корейские системы. Этовыражается в молниеносных ударах ногами по среднему и верхнему уровням телапротивника. Кроме тхэккёна, Чой Ёнсоль был знаком с “юсуль”,корейской техникой бросков, болевых рычагов, точечных ударов пальцами вуязвимые точки. В1919 году, в возрасте 15 лет, он приехал в Японию, на северный остров Хоккайдо,и поступил там, в ученики к знаменитому мастеру айки-дзюцу Дайто-рю, по имениСокаку Такеда (1858-1943). Это был феноменальный боец, выигравший сотнижестоких поединков у мастеров различных боевых искусств. Достаточно сказать,что около 50 своих противников он просто-напросто убил во время таких “дуэлей”! ОднакоТакеда, хотя и принадлежал к некогда могущественному клану самураев, был беден.Поэтому он зарабатывал на жизнь преподаванием секретных фамильных приёмовболевых, сковывающих и удушающих захватов. Такеда не относился к числуфилантропов-с учеников он драл три шкуры за каждый новый приём и сгонял с нихпо три пота на занятиях. Но он также не имел и предрассудков - и честно училмолодого корейца, хорошо платившего за обучение. Пройдяполный курс обучения, и получив от Такеда разрешение на преподавание айки-дзюцу, мастер Чой Ёнсоль не сталпреподавать старый стиль в его канонической форме, где работа ног сводиласьтолько к перемещениям. Считалось, что удары ногами в реальном бою слишкомрискованны и малоэффективны. Ученик не стал перечить своему наставнику, норазве мог кореец забыть сокрушающую мощь неуловимых ног тхэккёна? “Ногавыигрывает у руки в силе впятеро, а в длине и в скорости – вдвое; рукаже имеет преимущество перед ногой в маневренности, к тому же может хватать”, - такговорили корейские мастера. Чой Ёнсоль был уверен в первом (в технике ног), ноне забывал и о втором: именно за искусствомзахвата с последующим броском или болевым замком он приехал к суровомуяпонскому мастеру. Своюсистему он назвал “Хапкидо”, соединив в нейпреимущества техники захвата, передававшийся в клане воинов Такеда чуть ли нетысячу лет, со столь же древним искусством“высокой ноги” корейцев. “Хап” – значит соединять, объединять; “Ки” – энергия, или сила; “До” – путь. Всё вместеобозначает путь соединенных ударов ногами и захватов руками, путь соединениясвоей силы с силой противника, путь слияния энергией тела с энергией Вселенной.Иероглифы, обозначающие эти три слова, те же самые, которые составляют названиевсемирно известного японского “айкидо”. Длянепосвященного различие здесь только в произношении, а для последователей делосовсем не в названии. Основатель айкидо Морихей Уэсиба действительно былвыдающимся мастером боевых искусств. Тем не менее, хапкидоины считают егонедоучкой, осмелившемся извратить смысл айки-дзюцу. Уэсиба просто взял кусок изайки-дзюцу стиля Дайторю, тогда как Чой Ёнсоль творчески развил эту систему вцелом. В Японии он оставался до начала 1946 года, и вернулся к себе на родинууже зрелым человеком. В Корее у него было, в общей сложности, несколько сотенучеников. Однако лишь немногих он считал продолжателями своего дела. Простоизучить базовую технику и варианты её применения в поединке было для этогонедостаточно. Необходимо, считал мастер-основатель, глубоко понять туфилософию, которая легла в основу хапкидо. Это традиционная корейская школа “кидо” (путьэнергии), позволяющая человеку осознать механизм круговорота энергии “ки” (или “ци”),присутствующий во всём и всем управляющей. Благодаря этому знанию, человекдолжен научиться помещать себя в центр круговорота энергии, сосредотачивать еёв себе и направлять в нужное русло…
|